13.03.2013
Как в Саратове открыли Индию
Первый саратовский фестиваль индийской культуры и индийских традиций «Открытая Индия» для одних стал мимолетным прикосновением к экзотике, для других – возможностью поделиться с миром очень важной частью своей жизни, для третьих – шансом установить постоянные контакты с далекой страной, богатства которой лежат не только в духовной сфере.
Фестиваль показал, что интерес к Индии в нашем регионе велик. И, что очень важно, интерес этот, судя по отклику Посольства Индии в РФ и культурного центра имени Дж. Неру, взаимен. Фестиваль – плод коллективных усилий десятков людей, а инициатором и основным организатором выступила саратовская общественная организация «Российско-индийский культурный центр». В пестрой палитре праздника, который длился с 8 по 23 февраля, нашлось место и для саратовского отделения общероссийской общественной организации «Федерация йоги России» (ФЙР). Благодаря ее усилиям в рамках фестиваля состоялся День знакомства с практиками йоги, на котором саратовцы увидели йога-этюды и открытые уроки в исполнении сертифицированных инструкторов, том числе, представляющих системы трех из семи основных современных школ йоги. Организаторов особенно обрадовало, что на приглашение поучаствовать в Дне знакомства откликнулись и предоставили свои программы практически все ведущие инструкторы крупных йога-центров города. Это позволило показать широкий спектр достижений и придало празднику объединяющую, консолидирующую атмосферу.
– Слово «йога» сегодня можно встретить в самых фантастических сочетаниях, – рассказывает руководитель регионального отделения ФЙР Олег Никулин. – Но мы как координаторы Дня знакомства с практиками йоги постарались представить публике именно классические школы, поскольку классика – это бесспорная ценность. Айенгар-йога, Шивананда-йога, трай-йога всему миру доказали свою состоятельность и бесспорную пользу для физического и духовного здоровья.
Значимость мероприятия подчеркнул факт присутствия на Дне знакомства сотрудников Посольства Индии, в том числе первого секретаря экономического и коммерческого отдела Посольства Индии в РФ Дилбага Сингха, доктора, профессора К.В. Дилипкумара и доктора аюрведической медицины и хирургии Наушада Али Тача Парамбана (Клинический исследовательский институт йоги и аюрведы (CRIYA) г. Коттакал).
По инициативе нашего отделения ФЙР состоялось одно из самых ярких событий фестиваля – выступление выпускницы университета культуры Гандхарва Махавидьялайя (Дели, Индия) Ольги Фоминой, исполняющей классические индийские храмовые танцы в стиле одисси. На закрытии фестиваля она исполнила танец-приветствие Мангалачаран и весенний танец Васанта Паллави, а также дала короткий мастер-класс для победительниц конкурса красоты.
Для выпускницы экономического факультета одного из московских вузов знакомство с одисси состоялось еще в 1987 году на международном фестивале. Потом в Москве открылся индийский культурный центр, где можно было изучать танцы южоиндийского стиля.
– Чтобы танцевать, я сбегала с работы, – рассказывает Ольга. – А в 1990 году мы были одними из первых русских, кто приехал в университет Гандхарва Махавидьялайя изучать индийский классический танец. Виза у меня была на три месяца, но покинула я страну только через 7 лет.
Одержимость молодой москвички оценила известная танцовщица Мадви Мудгал. Она помогала продлевать визу и даже выхлопотала для девушки небольшую стипендию. Это и дало возможность Ольге изучать редкий восточный стиль храмового танца, очень сложный даже по индийским меркам, причем учиться ей повезло у мастеров, знаменитых гуру Мадви Мудгал и Келучарана Мохапатры, возрождавших из небытия аутентичный одисси.
– Сегодня интерес именно к этому стилю охватил весь мир. На моих глазах город Бхубанешвар, столица штата Орисса, превратился из глухой провинции в крупный культурный центр. И локальное божество-покровитель штата Джаганнатха, одно из воплощений Вишну, теперь тоже очень известно.
Элита храмовых танцовщиц исполняла танцы именно перед богами. Причем чем больше у храма танцовщиц, чем пышнее их наряды, чем искуснее мастерство, тем выше был и статус храма. Однако традиция, насчитывавшая 2 тысячелетия, прервалась, и только усилия последних знатоков одисси помогли вернуть одно из сокровищ мировой культуры.
Каждый год Ольга Фомина ездит в Индию на фестивали и показывает свое мастерство перед весьма искушенной аудиторией. Выступления танцовщицы из далекой северной страны неизменно вызывают бурные аплодисменты. Но у себя на родине Ольга не может похвастаться известностью:
– Я работаю менеджером, и в моей компании даже не знают, зачем я каждый год езжу в Индию.
Тем не менее, и в Москве у девушки есть группа учениц, которые полны решимости изучать сложнейший классический стиль, соотносящийся со всем известным «болливудом» примерно как русский классический балет соотносится с «калинкой-малинкой». В Индии девочек обучают с раннего детства, а нашим барышням приходится постигать азы в уже достаточно серьезном возрасте. Ольга Фомина за 7 лет выучила порядка 20 танцев, и для поддержания формы ей нужно каждый день танцевать не менее полутора часов.
– Этот процесс бесконечен,– смеется она.– Мне просто повезло, я училась непосредственно у гуру, как того и требуют традиции страны. Одисси привлекает меня лиризмом и скульптурностью, его красоту стараюсь передавать и я.
Да, удивительные встречи происходят в Саратове благодаря усилиям людей, глубоко понимающих то, что в обывательском сознании выглядит просто пестрой экзотикой. Саратовское отделение ФЙР уже дважды организовывало приезд в наш город интереснейшей группы «Аnadinad», исполняющей классические индийские раги. А теперь мы снова получили возможность прикоснуться к аутентичной духовности, свободной от подделок и дешевых сенсаций.
Елена Петрова
Источник: http://www.om-saratov.ru
Подробнее...